«Злой буддист»: запись №1

Интересно, что получится?

Прикидочный сценарий для романа «Злой буддист» – есть. Не строгий, не завершенный. Он живой, как растущий организм. Будет развиваться, и по ходу может измениться до неузнаваемости.

Сценарий. Может. Измениться. По ходу. До неузнаваемости. Это как?

Мы с братьями по вере долго спорили. Да, мы буддисты. Да, нам все можно. Тем более в рамках художественного проекта. Но все же, как так? Ведь книги так не пишут!

Мы пишем книгу и в то же время предлагаем читателям добавлять в нее свои идеи. Это еще ладно. Но мы даже допускаем возможность изменить то, что уже написано. Это как если бы вы на поезде выехали из Казани в Петербург, а приехали в Катманду… Мы долго спорили. Сидели в медитации. И даже провели Огненную пуджу. В итоге мы пришли к выводу, что можно. Почему? Да потому что в жизни все точно так же. Конечная цель путешествия становится ясна лишь по окончании путешествия.

И это самое интересное в нашем проекте.

Да, мы буддисты. Да, нам все можно… Но все же, как так? Ведь книги так не пишут!

Обычно человек читает книгу как бы посмертно. После того, как она создана. А как она создается?

Вот писатель думает, фантазирует. Переносит свой опыт, мечты, страхи и неврозы на героев произведения – и горит, и творит! Нервно оглядываясь на грубого, подобного рабовладельцу издателя и ревнивых коллег. Те ему вечно капают на мозги насчет того, что сейчас пойдет, а что отстой. Он уже не боится литературных критиков. По крайней мере, он так себе говорит. Хотя в глубине души писатель хочет их переубедить, мол, вот они увидят, вот он им докажет, и сразу поймут, и тогда-то. Но в треугольнике старика Карпмана критики всегда будут занимать свое место, а писатель свое, и их игра вечна… Но не будем отвлекаться… В общем, наш писатель мучительно рожает произведение искусства: пишет, пишет, пишет. И вот он кончил – и отправляет издателю.

А что издатель?

Издатель прикидывает, что с этим делать. Вроде, текст вряд ли выстрелит – но и не провальный. Вроде ничего. Затраты на бумагу, типографию и зарплату редактора скорее окупит, чем нет. Сколько достанется автору, лучше не говорить, дабы не оскорбить его высокую авторскую миссию, но выручка наверняка покроет и эти копейки.

В общем, издатель эту книгу – взял и напечатал.

И книга появилась в книжных магазинах. Наступили мгновения томительного ожидания. Как автора, так и издателя. «Неужели, блин… или все-таки… а вдруг?!»

А читателю – всегда сюрприз. Бери что есть, и читай. Как говорят дзен-буддисты, выбирай что получаешь, и не пизди.

Читателю может понравиться или нет, но повлиять на завершенную книгу он точно не сможет. Книгу можно прочесть только когда уже ни слова не изменишь.

В этом есть своя прелесть, конечно. Интрига! Как первое свидание с незнакомой женщиной. Как первый развод с этой же, после семилетнего брака по-прежнему незнакомой, женщиной. Сюрприз!

Но есть своя неповторимая прелесть и тогда, когда можешь отрефлексировать отдельные события своей жизни. Не посмотреть сверху, когда геймовер и уже все равно, а заметить движение жизни по ходу самой жизни. Посмотреть, увидеть – и что-то привнести. Повлиять. Хорошо быть автором своего будущего, а не жертвой прошлого.

Вот так и у нас. В проекте «Злой буддист» читать книгу можно по мере того, как она пишется. Кусок за куском. Как хороший сериал.

Свежий лонгрид каждую пятницу!

В этом есть своя прелесть, конечно. Интрига! Как первое свидание с незнакомой женщиной. Как первый развод с этой же, после семилетнего брака по-прежнему незнакомой, женщиной. Сюрприз!

Но не это главное.

Главное – вы можете повлиять на то, что напишется в книге. И даже, может быть, на то, что уже произошло в истории романа. Типа, переписать прошлое – чтобы изменить настоящее и будущее… Хотя мы, буддисты, категорически против попыток изменить прошлое (тем более, что его не существует, как и будущего), в рамках литературного проекта – можно.

Как это работает?

История в романе «Злой буддист» развивается по мере того, как мы ее пишем. Но пишем мы не только под влиянием собственных фантазий и галлюцинаций – к нашим добавляются читательские. Любой может предложить свои идеи. Каких героев добавить в роман. Что должно с ними произойти, как. А может, ввести в текст образы каких-то людей, предметов, идей? Да, можно. Читатель предлагает идею – мы ее либо отвергаем (если не понравилась), либо берем и по-своему обрабатываем. Так ваша идея превращается в текст книги «Злой буддист».

Как – см. «Реклама в книге».

Новые фрагменты книги будут публиковаться в рубрике «Злой буддист».

Новые записи о том, как у нас с братьями идет книга, в рубрике «За кулисами».

Все посты будут дублироваться на странице в Facebook.

Свежий лонгрид каждую пятницу!